?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Сочинительское размышленческое.
prostak_1982
Скорее всего, то, что я напишу далее, будет общим местом, которое уже неоднократно обсуждалось и делались какие-то выводы. Но, не поделиться этой мыслью я не могу.

По моему мнению, последние лет тридцать, если не сорок, экшн-литература находится примерно в таком же кризисе, в каком оказалась живопись с появлением более-менее массовой и качественной фотографии. Особенно сильно это стало ощущаться в последние двадцать лет, с развитием спецэффектов в кино.

1. В плане художественного описания мордобития и перестрелок все было уже сказано задолго до... Вплоть до описания рукопашной схватки не просто в пространстве, а и во времени, у Желязны в "Создании света, создании тьмы".

2. Лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать.

  • 1
Еще, опыт драк уходит из жизни читателя. Сложно представить превозмогание после одного получения по тыкве. Только посмотрев того же Рокки, не выходя на ринг или раён на раён.
Поэтому качественную экшен литературу могут переварить реконструкторы-гопники-спортсмены-служивые. Достаточно узкая ниша ибо не включают девочек-тинейджеров, а сами по себе группы сильно разноплановые и с разными ценностями.

Да, и это тоже.

Как выглядит описание рукопашной схватки во времени?

Этот навык назывался темпоральной фугой и предполагал, что увидев, какое действие будет предпринимать антагонист, персонаж перенесется немного назад во времени, блокирует атаку антагониста еще в момент ее начала. И т. д.
Лучше прочтите.

По моему у всей не рускоязычной фантастики сейчас период застоя, а не только экшн. Вожможно по той же причине - лучше фильм зрелишный посмотреть с наскоро слепленным сюжетом, чем читать книгу.

Да и у русскоязычной тоже.

Ну, я бы не сказала. У нас пока ещё много народа книжки читают или слушают. Из русскоязычных, я думаю, можно много выбрать на разные вкусы. Сижу на них уже несколько лет, после того как перебрала и бросила много чего из современных иностранных.

Можете привести пример чего-нибудь интересного?

Вкусы у всех разные, если что-то нравится мне, другому может и не понравится. И потом, читаю выборочные произведения у каждого автора. Сейчас собираюсь читать Юрия Дихтяра, это из юмористической фантастики. (есть на сайте "Самиздата"). В качестве примера, пожалуй, Артём Каменистый: "Исчадия техно", "Самый странный нуб", "Девятый".

Надо будет посмотреть.

Да, с экшном в самом деле все сложно. Процесс быстрый, а описывать и читать его долго, еще труднее построить в голове после прочтения, что там и как произошло. А на экране - раз, и все увидел и понял.
Но есть и свои плюсы в такой литературе. Так что кризис кризисом, но своего читателя она найдет.

То-то и оно, что тогда начинает действовать пункт 1-й. То же фехтование сотню раз расписали люди намного более приближенные к источникам, чем нынешнее большинство авторов. Возьмите того же Дюму или Мериме.
Литературно расписать пистолетную перестрелку лучше, чем у Богомолова, сейчас вряд ли получится.
Это же касается обычного мордобоя.
Попытаешься расписать экшн-действия группы спецов, упираешься, хотя бы, в Хайнлайна с его десантиниками. Можно вспомнить Маклина и кучу других авторов, вплоть до серьезнейшего Ремарка.
В результате, если современный сочинитель полезет на эту грядку, не имея собственных навыков или опыта в подобных действиях, то просто повторит то, что уже сотню раз рассказали до него. И в 999 случаях это будет перепев Каррузо Рабиновичем.

Так-то оно так. Но и в кинематографе трудно придумать что-то новое в экшне. Мордобитие оно и есть мордобитие. Что тут можно добавить?

Ну, на некоторое время этот процесс приостановило введение слоу-мо. То есть, драка-то осталась та же, зато зрелищность малость увеличилась.
Был еще матричный оборот на 360 гр., дававший ощущение объема.
Почему снова так раскручивали маховик стереокино? Потому что люди забыли, как это, что снова давало возможность подрубить денег на зрелищности.
Теперь пошла хореография в стиле Кингсманов.
А так-то, конечно, все это уже было.

  • 1